от 17 мая 1997
Как Юрий Григорович Россию с Белоруссией объединял.
О постановке "Раймонды" в Большом театре балета республики
Беларусь.
Сюжет средневековой рыцарской легенды, послужившей основой
для либретто, незамысловат. Юная Раймонда, племянница французской
графини, обручена с рыцарем Жаном де Бриеном. Стоило жениху
отлучиться по делу в военный поход, как в замок прибывает
роскошная восточная свита. Власть и злато в обмен всего лишь
на руку и сердце предлагает беззащитной девушке могучий Абдерахман.
Но Раймонда не сдается. Тогда разгневанный сарацин решает
похитить девушку, чтобы взять ее любой силой. Хорошо, что
подоспел вовремя рыцарь благородный и в честном поединке погубил
неверного.
По случайному совпадению, а не по злому умыслу, как раз
на день премьеры перед театром, на площади Парижской Коммуны,
оппозиция наметила митинг протеста против объединения с Россией.
Без особого труда художественный руководитель театра балета
Валентин Елизарьев уговорил немногочисленных протестантов
помитинговать в другом месте, на площади Якуба Колоса.
Возможно,то, что сделал сейчас в Минске ушедший два года
назад из Большого театра, но с удовольствием приглашенный
многими ведущими театрами мира хореограф, и есть самая лучшая
политика.
Когда у Григоровича были не лучшие минуты в жизни и он
принял обет, что никогда нога его не переступит больше порог
Большого, Елизарьев был один из первых, кто предложил поработать
с минской труппой. Остановились на "Раймонде", которую Григорович
ставил в Большом, Мариинке и даже в "Ла Скала".
Написанный около ста лет назад русским композитором А.Глазуновым,
несмотря на борьбу черных и светлых сил, балет смотрится праздником
от начала до конца: борьба-то идет на балах. Сарацинский,
испанский, венгерский танцы (балетмейстер всегда указывает,
что в спектакле использованы хореографические фрагменты М.Петипа
и А.Горского) ведут "Раймонду" к сегодняшней сценической победе.
Солисты на минской премьере - Екатерина Фадеева, Вениамин
Захаров и Руслан Минин получили свою порцию заслуженной славы.
Но "Раймонда" такой особенный балет, что не может держаться
на трех солистах, нужно, как минимум, тридцать первоклассных
танцовщиков. И именно такую профессиональную труппу встретил
Григорович в Минске.
В постсоветском пространстве остались считанные балетные
коллективы, которые держат форму. Минчане - из этих немногих,
кто любим своим домашним зрителем и ежегодно востребуем заграницей
- гастроли в Англии, Германии, Японии и других странах уже
давно не событие - работа. Труппа держится на фанатичной и
натуре 50-летнего балетмейстера Елизарьева, имеющего около
тридцати оригинальных постановок. Кстати, жюри международного
"Балетного Бенуа", проходившем в Париже, назвало Елизарьева
с его балетом "Страсти" лучшим хореографом 1995 года. В этом
году авторитетное жюри конкурса, проходившего в Варшаве, не
нашло мастера, достойного подобного звания.
Минчанам повезло на Григоровича, но не в меньшей степени
повезло гражданину мира, россиянину Григоровичу на талантливых
белорусов, чтобы его четвертая "Раймонда" обрела естественную
сценическую жизнь, а не искусственное премьерное дыхание.
Под занавес с букетом роз на сцену поднялся режиссер и
депутат Госдумы РФ Станислав Говорухин и, как фокусник, извлек
две полные рюмки и на зависть всем присутствующим тут же выпил
с Григоровичем за немедленную культурную интеграцию.
Ожидаемый залом Александр Григорович на премьеру так и
не прибыл - прибыла лишь корзина цветов от президента республики.
Зато народом были замечены министры, и в первую очередь, иностранных
дел. Действительно, в лучшие времена балет был лучшей международной
политикой. 23 апреля в Москву на подписание союзных документов
собирается не только президентская команда, но и "Князь Игорь",
эту оперу минчане намерены показать в Государственном Кремлевском
Дворце.
Следующий, кого с нетерпением ждут в Минске, это Владимир
Спиваков, который с "Виртуозами Москвы" выступит в конце мая
с концертами. Такую Россию, а не Россию Жириновского и Ампилова,
в Белоруссии любят, готовы поклониться и восхищаться ей.
В эту поездку в Минске друзья с грустью напомнили старю
хрущевскую байку, когда он с бравадой спросил у Гэса Холла,
чем великий СССР может помочь бедному американскому пролетариату,
а председатель компартии США ответил: живите лучше.
Отдельное спасибо Юрию Николаевичу Григоровичу - за его
бесспорное знание, как жить лучше. Любовь без взаимного согласия
называется насилием. Это может случиться не только с женщиной,
но с целыми народами. Только вот пока никто не знает, когда
благородный рыцарь Жан де Бриен вернется с похода.
На снимке: Раймонда (Е.Фадеева) и принц де Бриен (В.Захаров)
счастливы, потому что наконец-то они вместе!
Фото Юрия МАЙСЕЕНКА.
|