ГЛАВНАЯ  НОВОСТИ  ПОГОДА  РЕКОМЕНДУЕМ   РАЗНОЕ   О ПРОЕКТЕ   13.07.2009, Понедельник, 09:35
РАЗНОЕ
Популярные темы

Элизабет Херли стала матерью-одиночкой.

Актриса и модель Элизабет Херли родила мальчика, которого немедленно назвала Дэмиан Чарльз. И Херли и ее сын, по сообщению пресс-службы, чувствуют себя здоровыми и счастливыми. Напоминаем, что родам предшествовал публичный скандал, в ходе которого телепродюсер Стивен Бинг, предполагаемый отец ребенка, всячески отказывался от отцовства. Теперь Херли говорит, что сознательно выбрала роль матери-одиночки.

В ПЯТНИЦУ, 16 АВГУСТА, В 16.00 В НОВОКУЗНЕЦКЕ НАЧНЕТСЯ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА И 50-ЛЕТИЯ НОВОКУЗНЕЦКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ.

Междуреченцы могут также побывать на этом мероприятии. Для чего в этот день будет организован специальный автобусный маршрут до аэропорта города Новокузнецка. Желающих принять участие в авиационном празднике будет ждать автобус на городской автостанции.

Афиша

 

Общество

от 22 января 2003

И дольше жизни длится век.

Мир комедий Григория Александрова.

Юрий БОГОМОЛОВ.

Кинорежиссер Григорий Александров, которому завтра исполняется 100 лет, считается одним из самых лучезарных мастеров советского кинематографа. Автор "Веселых ребят", "Цирка", "Волги-Волги", "Светлого пути", "Весны" вполне заслужил эту репутацию. Картины по сию пору смотрятся, по сию пору веселят публику, если не заражая, то поражая ее своим оптимизмом. Их магия неотразима. Хотя кто ж не знает, что снимались эти ленты в мрачные времена Большого террора, и выход в прокат самых беззаботных из них ("Цирка" в 1936-м и "Волги-Волги" в 1938-м) совпал по времени с едва ли не самыми кровавыми сталинскими репрессиями. Культурологи так до сих пор внятно и не ответили на вопрос: является ли это совпадение делом случая, или в нем есть некая внутренняя взаимообусловленность? И не являются ли лучезарно-солнечные комедии Григория Александрова комедиями на крови?

Нам фильмы строить и жить помогали.

Если соскрести идеологическую позолоту с александровских комедий, то тут же обнаруживаешь очевидное сходство с голливудской продукцией 30-х годов. Там доминируют сюжеты о деятельных золушках, и у Александрова что ни фильм, то история Золушки - будь то домработницы из частного сектора или письмоносицы на общественном поприще. Ну и, конечно же, нельзя не обратить внимания на общую, как сегодня принято говорить, эстетическую составляющую музыкальных александровских и американских комедий - море жизнеутверждающих мелодий и лихо смонтированных плясок.

"Позолоту", впрочем, скрести не надо - она со временем и сама осыпалась. Тем не менее в более поздних картинах Александрова (в таких, как "Светлый путь" и "Весна") есть еще внутренний идеологический позвоночник, без которого они бы и года в послесталинскую эпоху не протянули. В том коренное отличие александровских, как, впрочем, и пырьевских, комедий от американских. В последних судьбу каждой героини венчает личный ее триумф. В советских комедиях триумфаторами становятся представители класса, прослойки или коллектива.

Так что секрет их долголетия, как это ни странно, таится в их глубоко внутренней тоталитарной закваске.

Магия самых популярных александровских картин в какой-то степени может послужить объяснением все еще живущего в массовом подсознании нашего народа обольщения относительно 30-40-х годов прошлого столетия.

В чем состояла главная интрига той поры, если иметь в виду ее культурно-психологическую сторону? В том, пожалуй, что Сознание категорически ополчилось на Бытие и в конце концов его победило. Хотя бы и на короткий период. Кстати, вопреки основополагающим марксистским постулатам: "Материя первична, сознание вторично" и "Бытие определяет сознание".

Так вот, фильмы Александрова (так же, как и Пырьева) - аргумент в этой борьбе и вместе с тем ее победный результат.

Что бы и кто бы нам ни рассказывал о том странном и противоречивом времени, какие бы ужасы ни открывались, все равно кажется, что то время было сказочным. Как же уживались сновидения о социалистическом рае с былью тоталитарной яви? Как они уживались не вообще в исторической реальности - а как они совмещались в сознании отдельного человека?

Самый первый ответ: александровские комедии (пырьевские тоже) можно рассматривать как своего рода альтернативу голодной и казарменной действительности того времени.

Второй ответ: "Волга-Волга", "Цирк" - это вовсе не альтернатива страшной реальности, а заплата на ней. Если угодно, ее фасад. Ее лицевая сторона, в том числе и для Запада. Картина "Веселые ребята" в зарубежном прокате шла под названием "Москва смеется".

У западного зрителя тогда оставался (да и у нас сегодня остается) вопрос: советские люди "пели и смеялись как дети", несмотря на ужасы террора? Или не смотря на них?

Канатоходец.

До того как прийти в кино, Александров поучаствовал в дерзком театральном эксперименте Сергея Эйзенштейна - в "Мудреце". Самым шокирующим аттракционом пролеткультовского спектакля был проход артиста по канату, протянутому над зрительным залом. Этим артистом был не кто иной, как будущий автор "Веселых ребят". Искусством хождения по канату в переносном смысле он овладел несколько позже.

После развенчания и разгрома пролеткультовских новаций Эйзенштейна Александров вместе со своим учителем подались в самое массовое из искусств. Сначала на "Стачке", а затем и на "Броненосце "Потемкине" будущий комедиограф работал ассистентом великого режиссера и заодно снимался у него в эпизодах. Их сотрудничество завершилось на незаконченной картине Эйзенштейна "Да здравствует Мексика!".

Впрочем, не совсем. Во-первых, по свидетельствам некоторых очевидцев, Эйзенштейн поучаствовал в монтаже знаменитой сцены драки музыкантов в "Веселых ребятах". Во-вторых, уже много позже после смерти великого мастера Александров попытался закончить его "Мексику".

То был последний значительный поступок режиссера в его кинобиографии. После "Весны" (1947) все остальные его киноначинания заканчивались либо полуудачами ("Встреча на Эльбе"), либо срывами, самым катастрофическим из которых стал фильм "Скворец и лира". Картина была положена на полку по настоянию снявшейся в ней Любови Орловой.

В послевоенные годы стало очевидно, что Григорий Александров оказался пленником сталинского мифомира. Из него он так и не смог вырваться.

По ту сторону мифа.

Примечательной чертой всякого мифомира является отмена Времени. Зевс-Сталин отменил историю. И отрезок времени с 30-х годов по 50-е можно считать не историческим, а мифологическим. В 20-е годы у нас господствовала идеократия. На смену ей пришла мифократия. Это означало, что огромная страна на необозримых просторах провалилась в иррациональную яму, вследствие чего сознание подменило бытие. Нищета и голод не были реалиями. Песни, марши, кинокадры - все это было более вещественной материей, нежели вещество еды, черепица крыши, ситец одежды.

Человек мог трястись от страха перед властью и распевать от души вместе с героиней Александрова: "...Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". Светлый путь, изображенный на экране, убеждал больше, нежели дороги, ведущие в ГУЛАГ.

Главным мифотворцем был, разумеется, Сталин. Его подмастерьями работали выдающиеся, талантливейшие режиссеры. Сталин выказывал заинтересованность в мифах о простом советском человеке ничуть не меньшую, чем в мифе о себе. Первым парнем в городе был Николай Крючков. Девушку из колхозной деревни олицетворяла Марина Ладынина. А девушка из нашего города - это, конечно, Любовь Орлова.

"Весна" любопытным образом итожит миф о новом мире. Мы оказываемся в мире двойников. Ученая похожа на опереточную актрису. Опереточная актриса может сойти за ученую. По студии бегает несколько Гоголей - одного не отличишь от другого. Выдуманный мир подобен реальному. Все поддается удвоению, в том числе и действительность. В том числе и Солнце. Это означает, что Сознание окончательно победило Бытие.

Окунувшись в такой миф, нелегко адаптироваться к реальности. Это мы знаем по своей истории. Это мы чувствуем хотя бы по тому, с какой заинтересованностью смотрели и продолжаем смотреть музыкальные комедии Григория Александрова.

Вход в мифомир стоит рубль, а за выход из него приходится платить безмерную цену.




Элизабет Херли стала матерью-одиночкой.

Актриса и модель Элизабет Херли родила мальчика, которого немедленно назвала Дэмиан Чарльз. И Херли и ее сын, по сообщению пресс-службы, чувствуют себя здоровыми и счастливыми. Напоминаем, что родам предшествовал публичный скандал, в ходе которого телепродюсер Стивен Бинг, предполагаемый отец ребенка, всячески отказывался от отцовства. Теперь Херли говорит, что сознательно выбрала роль матери-одиночки.

В ПЯТНИЦУ, 16 АВГУСТА, В 16.00 В НОВОКУЗНЕЦКЕ НАЧНЕТСЯ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА И 50-ЛЕТИЯ НОВОКУЗНЕЦКОГО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ.

Междуреченцы могут также побывать на этом мероприятии. Для чего в этот день будет организован специальный автобусный маршрут до аэропорта города Новокузнецка. Желающих принять участие в авиационном празднике будет ждать автобус на городской автостанции.




Страницы из гранита и мрамора.
Лосей и кабанов пересчитают с вертолета.
Тележурналисты были выкуплены российскими спецслужбами.
Людоеды и католики.
БЕЛОРУССИЯ В ЯНВАРЕ ЗАДОЛЖАЛА РОССИЙСКИМ ПОСТАВЩИКАМ ГАЗА.
Теломеры отмеряют болезни.
Сюрприз из космоса.
Япония дает миллиард Пхеньяну за отказ от ядерной программы.
ВЧЕРА ГЕОЛОГИ ОТМЕЧАЛИ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК.
В отставку по болезни.
Александр Починок: "Кто-то хочет сорвать сбор налогов".
Россия избавляется от пыток.
"СПАРТАК" - ЧЕМПИОН!
 
 
ПОИСК ПО САЙТУ
Всякая всячина
новости партнеров
Новости загрузка новостей...
 
 
© 1999-2007, "Baba Luma". Все права защищены. Использование материалов "Baba Luma" разрешается при условии гиперссылки на "Baba Luma".
Материалы, обозначенные знаком ®, публикуются на правах рекламы.

Разработка и дизайн сайта "Baba Luma"